Одной из целевых задач Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (далее – Стратегия), является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними, в том числе путем их консолидации на базе территориальных сетевых организаций, соответствующих установленным критериям.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее – Критерии). Соответствие данным Критериям является обязательным условием для учета необходимой валовой выручки (далее – НВВ) ТСО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. Применение при тарифном регулировании критериев ТСО создало экономический стимул к консолидации объектов электросетевого хозяйства на базе ТСО, способных к оказанию качественных услуг по передаче электрической энергии с необходимым уровнем надежности.
Вместе с тем в действующих нормативных правовых актах четко не урегулирован вопрос учета расходов по консолидируемым объектам электросетевого хозяйства при тарифном регулировании.
Разработанный Минэнерго России проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в целях уточнения предмета рассмотрения проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению в инвестиционную программу инвестиционных проектов, предусматривающих приобретение объектов электросетевого хозяйства либо изменению параметров таких инвестиционных проектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой, а также ценовых (тарифных) последствий.
Проект постановления доработан с учетом результатов обсуждения в Правительстве Российской Федерации отдельных вопросов консолидации электросетевых активов при тарифном регулировании (протоколы совещаний от 28.08.2019 № ДК-П9-161пр и от 15.11.2019 № ДК-П9-226пр).
Проектом постановления устанавливаются отдельные требования к инвестиционным проектам по консолидации электросетевых активов, а именно: включение проектов по приобретению электросетевых активов в инвестиционную программу сетевой организации возможно только в случаях, когда такая консолидация сетевых активов обеспечивает выполнение задач развития рыночной инфраструктуры (таких, как повышение доступности для потребителей услуг электроснабжения, снятие сетевых ограничений, обеспечение свободного перетока электрической энергии, модернизация и доведение существующих электросетевых объектов до нормативного состояния), при этом устанавливаются количественные и качественные критерии определения эффективности и экономической целесообразности принимаемых решений о консолидации электросетевых активов.
Проект постановления устанавливает отдельные ограничения при учете консолидации в процессе государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, таких как: недопустимость роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в результате приобретения электросетевых активов, ранее принадлежащих сетевым организациям, и исключение двойного учета расходов, понесенных на создание таких активов. Вместе с тем закрепляются положения о сохранении прогнозной экономии операционных расходов территориальной сетевой организации, приобретающей электросетевые активы у другой сетевой организации, на весь период окупаемости проектов по консолидации.
Принятие проекта постановления, по мнению разработчиков, позволит однозначно определить обоснованность включения мероприятий по выкупу объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики с определением источников финансирования таких мероприятий, а также в включать расходы на эксплуатацию таких объектов при тарифном регулировании в текущем долгосрочном периоде путем пересмотра соответствующих долгосрочных параметров регулирования, включая уровень потерь электрической энергии в электрических сетях.\
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
ID проекта: 01/01/06-20/00102798
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть